Обязанности машиниста автовышки
Практическое руководство для безопасной и спокойной работы
Работа на автовышке — это внимание к деталям и уважение к рискам. Машинист отвечает и за людей в люльке, и за устойчивость машины, и за то, что происходит вокруг. Хорошая смена начинается заранее: с проверки людей, техники и площадки. Команды с земли должны быть понятными и однозначными, а слово «стоп» — безусловным. Всё остальное — плавность, дисциплина и готовность остановиться, если что‑то идёт не так.
Перед началом смены
Машинист должен:
- Убедиться, что у всех, кто будет подниматься в люльку, есть допуск к работам на высоте и отметка об инструктаже.
- Осмотреть автовышку: гидросистему, привод, приборы безопасности, аварийное опускание и сигнализацию.
- Оценить площадку: несущую способность покрытия, уклон, наличие траншей, ям, препятствий и линий электропередачи.
- Назначить сигнальщика и заранее договориться о командах, особенно о команде «стоп».
- Проверить погодные условия и освещённость, обозначить и оградить зону работ.
Машинист не должен:
- Начинать работу при сомнениях в исправности техники или в готовности персонала.
- Допускать в люльку людей без допуска или без страховки.
- Игнорировать замечания по площадке, которые могут привести к опрокидыванию или защемлению.
Установка на опоры
Машинист должен:
- Ставить машину на ровное и прочное основание, выдвигать опоры по инструкции.
- Использовать штатные подпятники и при необходимости подкладки подходящего размера и состояния.
- Контролировать горизонт по уровню и ограждать опасную зону.
- Соблюдать безопасное расстояние от края котлованов и откосов; работать там только при подтверждённой безопасности.
Машинист не должен:
- Подкладывать под опоры случайные обрезки и «самодельные» решения.
- Устанавливать автовышку вплотную к краю траншей или на слабые покрытия.
- Оставлять автомобиль на значительном уклоне без выравнивания.
Работа с люлькой и стрелой
Машинист должен:
- Поднимать людей и груз только в пределах, указанных изготовителем.
- Обеспечивать пристёгивание работников к штатным точкам крепления на люльке.
- Работать плавно, поддерживать постоянную связь с сигнальщиком или бригадиром.
- В стеснённых местах заранее убеждаться, что никто не окажется между движущимися частями и препятствиями.
- Держать безопасный зазор до сооружений и коммуникаций; выполнять «стоп» немедленно.
Машинист не должен:
- Маневрировать резко «чтобы дотянуться».
- Поднимать неустойчивые предметы и тару, выступающую выше бортов платформы.
- Оставлять пульт без присмотра или передавать управление посторонним.
- Находиться между поворотной и неповоротной частями.
Перемещения по площадке
Машинист должен:
- Перед началом движения подавать прерывистый звуковой сигнал и проверять, что в опасной зоне нет людей.
- Опускать стрелу в транспортное положение для переездов.
- Под линиями электропередачи перемещаться только со стрелой в транспортном положении и с соблюдением безопасных расстояний.
Машинист не должен:
- Ехать с людьми в поднятой люльке.
- «Подруливать» машиной при поднятой платформе вместо правильной установки на опоры.
Работа со стажёром
Машинист должен:
- Находиться рядом и наблюдать за действиями стажёра, давать понятные команды.
- Допускать стажёра к управлению только под контролем и в простых режимах.
Машинист не должен:
- Оставлять стажёра одного у пульта.
- Позволять работать без наставника или без допуска.
Нештатные ситуации
Машинист должен:
- При отказе гидросистемы или другой неисправности задействовать аварийное опускание и обеспечить безопасный спуск людей.
- Остановить работы до выяснения причин, сообщить ответственному лицу и сделать запись в журнале.
- Не возобновлять работу, пока неисправность не устранена и не подтверждена исправность.
Машинист не должен:
- «Доделывать по‑быстрому» при признаках неисправности.
- Продолжать работу при сильном ветре, плохой видимости или обледенении.
Пять золотых правил
- Люди и техника допускаются к работе только после проверки.
- Машина стоит прочно, зона работ — под контролем.
- Команды понятны всем, «стоп» исполняется сразу.
- Движения — плавные, масса — в пределах паспорта.
- Нештатная ситуация — повод остановиться, а не ускориться.